Кристофер Рид (kris_reid) wrote in world_of_kwg,
Кристофер Рид
kris_reid
world_of_kwg

Categories:

И еще немного авиамоторчегов от НКВД

Совершенно секретно
Секретарю ЦК КП(б)У
тов. Хрущеву Н. С.

Согласно Вашего указания, на заводе № 29 в г. Запорожье с 19 августа с. г. приступлено к установке моторов М-88 на трех самолетах ЦКБ-30, полученных с Московского завода № 39 для дальнейших испытаний летных качеств машин в воздухе.
Установку моторов на ЦКБ-30 производит бригада монтажников, прибывшая с завода № 39. К 24 августа должен был быть закончен монтаж первой машины с таким расчетом, чтобы в этот же день испытать самолет в воздухе.
Однако до сегодняшнего дня самолет к полетам не подготовлен, так как при испытании установленных на самолет моторов выявлено, что управление тягой газа правого мотора работает неудовлетворительно по причине заедания ее в трубке.
Такое же положение с тягой газа имело место на самолете ЦКБ-30, разбившегося 16 июля с. г.
Бригадир монтажников завода № 39 т. Яшин по этому вопросу заявил, что этот дефект легко можно было бы устранить путем усиления крепления трубки тяги, но он не имеет права производить изменения в управлении карбюратором, так как главный конструктор завода № 39 ИЛЬЮШИН якобы запретил ему делать какие бы то ни было работы с отступлением от чертежа.
Такая установка ИЛЬЮШИНА непонятна, так как он подробно информирован о причинах аварии самолета ЦКБ-30 16 июля с. г.
В настоящее время со стороны бригады монтажников завода № 39 и руководства завода № 29 чувствуется неуверенность в качестве управления карбюратором. Зная об этом, летчики, назначенные для проведения испытаний машин в воздухе, от полетов отказываются.
Так как меры к устранению указанного дефекта не принимаются, испытание самолетов ЦКБ-30 с мотором М-88 задерживается.
О вышеизложенном нами поставлен в известность НКВД СССР.
Зам. народного комиссара внутренних дел УССР Горлинский
«2» сентября 1939 г.
№>3639/СН
г. Киев

Секретарю ЦК КП(б)У тов. Хрущеву Н. С.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА о ходе госиспытаний авиамотора М-88 на заводе № 29 в гор. Запорожье

Мотор М-88 должен отличаться от серийного мотора М-87-Б целым рядом изменений в конструкции узлов: установкой 2-х скоростного нагнетателя, усиленными редуктором, крышкой шарикоподшипника, креплением цилиндров и измененным в связи с этим главным картером мотора.
В действительности же изготовленные в опытном цехе завода моторы М-88 отличались от М-87-Б только 2-х скоростным нагнетателем. Других изменений не только в производстве, но и в опытном цехе зафиксировано не было.
После заводских испытаний этого мотора в мае месяце с. г., показавших целый ряд дефектов, главным конструктором ТУМАНСКИМ было заявлено, что машина освоена, после чего по распоряжению бывшего директора завода ЧЕРНЫШЕВА мотор был запущен в малую серию со сроком работы между переборками - 50 часов.
Указаниями правительства заводу было предложено сдать на госиспытания не промежуточный, а настоящий мотор М-88 со сроком службы между переборками 100 часов.
Начиная с мая месяца с. г. до сегодняшнего дня, главный инженер завода КОНОНЕНКО и ТУМАНСКИЙ занимались обманом, докладывая Правительству о готовности модификации мотора.
Приехавшей на завод государственной комиссии под председательством Бригвоенинженера ЛЕВИНА 30-го сентября с. г. ТУМАНСКИМ был предъявлен на госиспытания мотор М-88 № 88091, который с первых же часов работы начал показывать серьезные дефекты.
На 10-ти часовом этапе мотор дал 50 перебоев в работе. На 29-м часу произошла поломка коромысла. Такая же поломка случилась на 62 часу. На 107 часу получился отказ включения второй скорости, вследствие заедания биметаллических дисков скоростных шестерен. В промежутке между 62 и 107 часом было также несколько остановок из-за перебоев работы мотора.
10-го октября на госиспытания был поставлен второй мотор № 88092, который начал давать такие же перебои в работе. Таким образом, госиспытания сорвались. Комиссия предложила подготовить к испытаниям третий мотор, устранив в нем обнаруженные дефекты.
При расследовании этих фактов установлено, что срыв госиспытаний произошел исключительно по вине ТУМАНСКОГО, КОНОНЕНКО и руководства опытным отделом.
Предъявляемые госкомиссии моторы были поставлены на испытание без предварительной проверки в опытном отделе, ни один из них перед предъявлением длительных испытаний не проходил.
На кратковременных испытаниях в моторе имели место все дефекты, обнаруженные во время госиспытаний, но к изучению их причин и устранению никаких мер принято не было, так как они считались несущественными.
Когда же из-за этих «несущественных» дефектов были сорваны испытания, начальник опытного отдела СТЕФАНОВ и ведущий инженер ГАНЗБУРГ заявили госкомиссии, что во время предварительных испытаний никаких дефектов в моторах не было.
Оборудование станции к госиспытаниям мотора подготовлено не было. Замшевые бензо-фильтры, инструкция эксплуатации, порядок испытания на разных режимах и даже описание мотора отсутствовали. Не было учтено влияние обдува, что также заставило прервать испытания.
Поломки коромысел суппорта происходили и раньше. О их причинах хорошо было известно ТУМАНСКОМУ, СТЕФАНОВУ и ГАНЗБУРГУ, но все же выводов и мер для устранения этого дефекта не предпринято.
После аварии моторов на госиспытаниях оказалось, что суппорта были смонтированы неправильно. Технология сборки моторов отсутствовала, регулировочные кольца были поставлены бракованные.
В явном противоречии с техническими требованиями моторы начальником сборки БАРАНОВЫМ были собраны без технологии, чего не имел право делать. Зная, что регулировочные кольца бракованные, БАРАНОВ и мастер сборки КРАЛЯ выписали их и поставили на опытные моторы.
Оба мотора были предъявлены на госиспытания без синхронизаторов, помп БНК-6, компрессоров К-50, что противоречит тактико-техническим требованиям.
В самом начале испытаний ТУМАНСКИЙ выехал в Москву (где пробыл до 12 октября), поручив руководство испытаниями своему малосведущему заместителю ЛИФШИЦУ, который, имея в это время путевку на курорт, занимался больше своим отъездом в отпуск, чем испытанием моторов.
На государственных испытаниях отрицательно показали себя в работе карбюраторы А-К-88 московского завода № 33 и свечи 3-ЭНГ завода АТЭ.
По имеющимся данным, завод № 33, не освоив карбюратора АК-87, снял его с производства, запустив в серию не доведенный карбюратор АК-88. Установка таких карбюраторов на авиамоторы может привести к авариям в воздухе.
В поставке недоброкачественных свечей виновен исключительно завод АТЭ, так как последние им в производстве освоены.
По существу изложенного поставлен в известность НКВД СССР.
Зам. народного комиссара внутренних дел УССР Горлинский «27» октября 1939 г. Ш4199/СН гор. Киев
ГДА СБ Украины. - Ф. 16. - Оп. 32 (1951 р.). - Спр. 42. - Арк. 234-239. Копия. Машинопис.
Tags: архивное
Subscribe

  • Вынужденно отставшие

    Говоря о состоянии бронетанковых войск разных стран к началу Второй мировой войны, обычно принято показывать пальцами на американцев и рассказывать о…

  • Прямой предшественник бульдога

    В сентябре 1946 года началась разработка Light Tank T37. Эта машина стала этапной для американского танкостроения, поскольку стала первой, созданной…

  • Глаза немецких танков

    Одной из часто встречающихся тем во всевозможных махачах, связанных с танками, является вопрос танковой оптики и приборов наблюдения. Обычно с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments